Авторегенеративная система – 2017

Каждый месяц, Боб рассказывает об очередном выдающемся фотографе, работающем «мобильником», который делает яркие работы на различные темы и с использованием различной техники. Некоторые из них широко известны в мире мобильной фотографии (выставляют и продают работы), а другие – просто одарённые умельцы, не имеющие широкой популярности.

В этом месяце, Боб интервьюирует Элизу Цицимоа-Бадою (Eliza Tsitsimeaua-Badoiu) – румынского художника/фотографа, которая ищет вдохновение внутри себя, начиная с обработанных «сэлфи», и стремится как можно полнее и яснее выразить своё ощущение момента. Элиза не признает никакой конкретной художественной модели или жанра, но стремится «заморозить мгновения и превратить их в искусство».

БУ: Расскажите, пожалуйста, о своём профессиональном и персональном опыте, и как развивался ваш интерес к фотографии, и к  iPhone-у в качестве камеры?

ЕЦБ: С формальной, профессиональной точки зрения, я учительница иностранного языка, живущая в Констанце, в Румынии. На более личном уровне я очень люблю изобразительное искусство и использую такое новое технологическое устройство, как iPhone, для того, чтобы сделать и полностью доработать мои произведения.  

Оглядываясь назад, всё это началось в 2014 году, когда я начала экспериментировать с мобильной камерой, сначала на Android, и к 2015 я перешла на систему IOS, и с тех пор продолжается замечательное путешествие в мире искусства, в который она дала мне доступ.

Когда всё безумие окончено – 2017

Снято в 2016, у стены моей спальни. Это почти «чистый» кадр, в котором я поработала только с размазкой и движением, чтобы создать эффект мысли, отражающей эпизод женского отчаяния, которое я переживала в то время. Это моя классическая работа стиля «нуар».

БУ: Что вас вдохновляет?

ЕЦБ: Для меня, вдохновение – синоним для самого момента. Все моменты случайно приходят и уходят, и некоторые из них для меня несут больший заряд, чем другие, говорят больше. Именно эти моменты я сохраняю и превращаю в искусство.

Я снимаю практически только автопортреты, поэтому думаю, что вдохновение приходит откуда-то изнутри меня, рождаясь на свет с моментами и периодами, которые я переживаю в жизни. Ещё раз, вдохновение – это подсознательные мысли, которые проявляют себя изнутри наружу в тех кадрах, которые я снимаю и позже оформляю.

Автопортрет в виде статуэтки – 2016

Автопортрет, который я сделала, закрывая лицо куском старой ткани. Вдохновлён известной работой Луиджи Пиранделло, в нём я хотела вернуться к потере идентичности и аннигиляции оригинальной самости, которую часто накладывает на нас общество и его нормы. Обработано в приложениях Pixelmator и Snapseed.

БУ: Как вы выражаете свою креативность?

ЕЦБ: Креативность каждого кадра приходит через мою любимую (можно сказать «приправу») обработку, которой я подвергаю исходную картинку. Редактирование фотографий переносит меня в воображаемый мир, мир фантазий, который я иногда выдумываю, чтобы жить в нём, - процесс этот можно представить, как открытие пути к побегу из нашей реальности.

Здесь сознание очищается от норм и стандартов, которые наше общество накладывает на нас, как на людей, а в моём случае, на женщин – как на души.

Безымянное состояние женщины – 2017

Это автопортрет, снятый в 2019 году, у стены спальни, с реквизитом в виде этого сломанного стула, и внесённой игрой с вуалью, чтобы придать ощущение более призрачной атмосферы. Я доработала его и внесла элемент коллажа в PicsArt , добавив слой из цветочной фотографии, которая у меня уже была. Окончательного эффекта я добилась с помощью старой рамки, наклеенной на другой кусок старой бумаги (как будто кто-то нашел старую картинку из другого измерения и повесил её здесь).

БУ: Есть ли особенные периоды в истории дизайна, фотографы или художники, которые повлияли на вашу работу?   

ЕЦБ: Как мобиолграф-самоучка, я шла на самом деле интуитивным (внутренним) путём, с самого начала. Хотя я мало читала по фотографии и незнакома с «большими» именами в ней, я припоминаю, что нередко мне писали в социальных сетях, что моя работа напоминает такой-то стиль или автора Имярек. Меня забавляет, что мне приходится гуглить, чтобы понять, о ком мне рассказывают и с чем пытаются связать.

Конечно, при огромном разнообразии социальных медиа, я постоянно вижу тысячи изображений, которые восхищают меня, которые могут служить источником вдохновения или ориентиром стиля. Но я твёрдо верю, что каждый визуальный художник имеет свой собственный уникальный стиль в своих произведениях, и что всё это идёт изнутри, проявляя личность автора. В конце концов, у каждого художника свой собственный взгляд, и именно об этом фотография как искусство – о выражении своей души.

Потерянные частоты потеряны – 2020

БУ: Что вы стараетесь передать своей работой?

ЕЦБ: Мои автопортреты посвящены в основном разным происшествиям и состояниям мысли из моего личного опыта. Каждый кадр имеет совершенно точную привязку, которую я помню. Можно смотреть на мои изображения, как на «женский» перевод различных внутренних состояний. Некоторые из них связаны с личным осознанием разных ситуаций, другие – с внутренними переживаниями (в том числе травматического характера), многие – просто кадры озарения и женской интуиции. В конце концов, все они относятся к волшебному прекрасному миру разнообразных ощущений, миру женщины и ее психики.

Появление каждой фотографии имеет свою причину, и я обычно ясно представляю себе, почему она появилась, и могу вспомнить момент, подвигнувший меня на съёмку, даже годы спустя.

В постобработке я стараюсь передать чувство, которое было у меня во время съёмки, а также красоту, драматичность, качество света, которые подвигли меня на то, чтобы сделать этот кадр в этом месте.

Нечто подозрительное – 2017

БУ: как вы узнаёте, что работа завершена?

ЕЦБ: О, я люблю этот вопрос! Лично я считаю, что кадр никогда не бывает полностью закончен, завершен. Почему? Потому что я вижу первоначальный кадр как огромный, потенциально бесконечный путь, на который вы можете вступить, начиная процесс редактирования.

У меня часто есть несколько вариантов (редакция) одного и того же изображения, которые могут слегка отличаться друг от друга использованными элементами или тональностью. Я иногда не могу уверенно решить, будет ли это лучше работать в цвете или в монохроме, потому что каждый шаг в процессе редактирования переносит картинку в новое визуальное измерение.

Однако, магия всенда случается, и в дело вступает интуиция, шепча мне на ушко, подсказывая, когда в работе можно ставить точку.

Геометрия мысли – 2018

БУ: Что бы вы назвали своим стилем в фотографии? В голову приходят готика и нуар.

ЕЦБ: Да, мой стиль точно относится к «тёмному» регистру, потому что я люблю использовать много монохрома, использовать инструменты блюра и движения, так что изображения становятся ближе к «подземным», относятся к интроспективным представлениям, уровню подсознания.

Поток сознания – 2017

Автопортрет, в котором акцент редактирования делается на потере идентичности представленного субъекта. Всплеск над головой и вокруг должен подчеркнуть поток, течение сознания, собирающий, возможно, смешанные чувства, переживаемые персонажем.

Я люблю нуар, и это коренится в моём увлечении видео, относящимся к 90-м годам, гранжу, року и альтернативной сцене, а также к изображениям, к которым я привыкла с детства, видя их в журналах.

Позади твоих глаз – 2019

БУ: Что повлияло на ваше решение концентрироваться в фотографии в первую очередь на автопортретах?

ЕЦБ: Думаю, потому, что, как я уже сказала, лучше всего, когда ты документируешь себя, свои переживания, страхи и надежды – всё, полностью относящееся к твоему эмоциональному миру. Это твоя история. Когда в качестве средства выражения используется свой собственный опыт – это высшая степень доверия, открытости.

Можно сказать, что мои образы представляют собой своего рода петлю обратной связи в том смысле, что готовые образы каким-то образом дополняют и обогащают мой жизненный опыт после их создания, во многом так же, как они отражают его заранее.

Позади и по ту сторону самого кадра – 2019

Автопортрет, обработанный в Pixelmator и Snapseed. Я использовала замку от стула, чтобы создать эффект «кадра в кадре», когда история может бесконечно повторяться и рассказываться. Я много работала с размытием изображения и цветами, принесёнными с местного рынка в тот же день, чтобы создать более мечтательное, женски-мистическое настроение, связанное с мыслями и глубинными слоями женской души.

БУ: Где вы находите идеи для своих работ?   

ЕЦБ: Я никогда не ищу идей или вдохновения – они находят меня сами, по своей воле. Я просто отзываюсь на то, что приходит ко мне, то, что окружает меня. Так что все происходит спонтанным, чудесным путём, - для меня, это означает просто быть там, где я есть, и быть открытой к миру.

Подводные думы – 2017

БУ: Как вы строите сцену? Приносите ли вы для этого с собой реквизит, или двигаете что-то на месте в процессе съёмки, или накладываете потом программно, при обработке кадра?

ЕЦБ: Сцена – комната в моём доме, в основном я использую стены, снимаю себя на их фоне. Иногда я двигаю какие-то предметы, так или иначе создаю фон для своего повествования.

Бывает, что я монтирую работы, накладываю различные фоны, которые включаются в историю. Когда я делаю селфи, я держу камеру в руке, или же, при надобности по вдохновению ставлю айфон на какой-то предмет мебели, и так делаю кадр. Но всё же чаще всего я использую штатив.

Непреходящее мечтательное эхо – 2018

Это изображение дорого для меня. Это автопортрет, который я сделала в кухне, выстроив сцену вокруг кухонного стола. Затем я поиграла в PicsArt, чтобы добавить элемент сюрреализма в виде облака и окна на заднем плане, и использовала кисти в Pixelmator, чтобы внести размытость. Цвет обрабатывался как в Pixelmator, так и в Snapseed.

БУ: Какие приложения для iPhone вы используете в работе? Пользуетесь ли компьютером?

ЕЦБ: Всё, чем я пользуюсь, начиная с 2015 года, это система iOS (только мобильная), никакого компьютера. Приложения для редактирования чаще всего – это Snapseed для фиксации настроения через передачу тона и цвета, PicsArt, для коллажирования и внесения в кадр дополнительных элементов,  iColorama для редактирования и уточнения цвета, текстуры, узора и т. д. Также использую Mextures для работы с текстурами, иногда Hipstamatic (особенно для фильтров с сепией), и Pixelmator, если нужно поиграть с кистями и размыванием изображения.

На сломанных цветах – 2018

БУ: Какие творческие схемы, рутинные подходы или ритуалы вы используете, чтобы достичь своих целей?

ЕЦБ: У каждого кадра свой путь через процесс редактирования, он зависит от моего настроения, и от того, что именно я хочу вложить в исходную картинку. В большинстве случаев, сначала я играю с цветом и тональностью, затем  с размытием и элементами сюрреализма. Затем я работаю с кистями и в конце наношу последние штрихи в плане цвета, тонов, теней, свечения.

Ностальгия выше – 2017

БУ: Какой совет вы дали бы тому, кто хочет заниматься подобным типом самопортретирования?

ЕЦБ: Как и всегда, когда дело касается советов. Надо помнить, что мы все разные, и вещи, которые работают у меня, не сработают у кого-то ещё. Единственное, что можно уверенно сказать – всегда оставайтесь открытыми к своему подсознанию, слушайте свою интуицию и рассказывайте искреннюю историю – которая и есть ВЫ.

Всплеск мыслей – 2017

Перевод Александра Курловича